Самый грозный враг проекционной картинки — внешняя засветка. Один из способов побороть его — экраны типа Ambient Light Rejecting (ALR), блокирующие боковую паразитную засветку. Также их называют контрастными или экранами с усилением. Такие экраны устраняют барьеры и существенно расширяют области применения проектора. Теперь не только кино, но и ТВ, игры, учеба, развлечения на вечеринках и свобода: хотим — выключим свет, не хотим — оставим.
Как вам идея — разместить в гостиной, мультимедийной комнате или кинозале огромную 135-дюймовую панель? Если даже эта громадина существовала бы (а может, она уже есть?), большинство из нас сочли бы это сумасшествием, хотя бы в плане цены и банальной транспортировки через дверь (если, конечно, вы не обладатель дворца). И хорошо, что авантюра не прошла: на поверку весьма большие панели, скажем, 85-дюймовые, рядом с экранами средних размеров выглядят скромно. Мы об угле обзора. Хотим восприятия как в жизни — «во все глаза», на 100 и больше градусов. А та же «солидная» 85-дюймовая с типовой дистанции просмотра дает несчастные 20 градусов. Кино и компьютерные игры «через подзорную трубу» — это ли наш идеал?
100-дюймовая панель — это более 2,5 метров по диагонали. Прибавьте габариты упаковки и проверьте дверной проем: его диагональ должна быть около 3 метров
Вообще, у проекции перед панелями масса преимуществ. Это и практически произвольная диагональ картинки, и более естественное изображение, благодаря отраженному свету, возможность использовать большие изогнутые экраны и т.д. В идеальных условиях подобно сюжету песни «Аргентина-Ямайка» поединок проектор-панель был бы завершен всухую. Однако у проекции есть грозный враг. Это внешнее освещение или «паразитная» засветка. Не обязательно открытое окно или бра: достаточно светлых стен, и вернувшаяся обратно на экран ненужная подсветка сделает свое черное, пардон, вредное светлое дело.
Поясним на примере. Потенциальную контрастность проектора можно оценить так: измерить люксметром освещенности экрана от поданных с генератора 100% и нулевого сигналов, проще — максимально яркого белого и минимального черного, затем разделить первое на второе. Пусть это будет 100/0.001, итого 100 000:1. Однако проекция — та уникальная среда, где контрастность проектора не равна контрастности изображения: мы ведь платим за проектор, но покупаем картинку!
В идеальном — референсном — кинозале с отличным белым, равномерно рассеивающим (ламбертовым) экраном, соотношение для контрастности изображения будет сходным с дробью предыдущего абзаца. Только здесь нужно измерять не люксы, а яркости, направив датчик на экран. Пусть мы получили условно 100 fL/0.001 fL = 100 000:1 (где fL — единица яркости). Теперь зажжем тусклую лампочку, которая добавит в числитель и знаменатель по 1 fL. Итого контрастность изображения составит 101/1, что практически есть 100:1 — в 1000 раз меньше! Получается, проектор за 1000 у.е. дает картину ценой в 1 у.е.? А ведь именно контрастность — не цветность или разрешение — главный параметр качественной картинки. Так что, вход проекции в зону света воспрещен?
К счастью, нет. Проекционная наука предлагает изящное и мощное решение — экраны Ambient Light Rejecting (ALR), блокирующие боковую и вертикальную паразитную засветку. Они называются контрастными или экранами с усилением. Напомним, что экран — очень важная часть кинозала и предмет, часто недооцененный потребителем. Обычный белый ламбертов экран, если он дорогой и от серьезного бренда, может кардинально улучшить картинку посредственного проектора. А контрастный экран — технология еще более сложная, плюс эффект сильнее.
В первый раз контрастный экран производит сильное впечатление на непосвященного зрителя. Представьте: вы светите мощным фонарем перпендикулярно экрану — пятно света яркое. Затем направляете луч вдоль — по касательной к полотну и… на экране никакого следа, будто фонарь выключен. Так же работают и контрастные полотна: они концентрируют отраженный свет в более узком конусе, блокируя боковое паразитное освещение полностью или частично — в зависимости от коэффициента усиления и выбора экрана под вашу ситуацию. Неудивительно, что новички принимают контрастный экран с яркой насыщенной картинкой за очень большую панель.
Что нам дает система «проектор + ALR экран»? Устраняет барьеры и существенно расширяет области применения. Теперь не только кино, но и ТВ, игры, учеба, развлечения на вечеринках и свобода: хотим — выключим свет, не хотим — оставим.
Уровни технологий уже обычных ламбертовых полотен дают колоссальную визуальную разницу в картинке, наглядно объясняя зрителю, почему хороший экран дорог. Казалось бы, контрастный экран — это сумма качеств ламбертового, плюс усиление? Но все не так просто. Какой из множества ALR экранов подойдет именно для ваших условий, а какой совершенно не подойдет? Мы протестировали 11 популярных моделей от восьми известных производителей. Все из них дают впечатляющую картинку «а-ля большая ТВ-панель» и в хорошо освещенной комнате. Но они различаются по группе важных параметров — контрастности, оптимальных углов просмотра, артефактов изображения, способам инсталляции, особенностям сборки и пр. В этом обзоре мы исследовали характер каждого.
Поскольку эти экраны созданы именно для условий внешнего освещения, мы оценивали свойства в двух типовых ситуациях. «Дневной» вариант — боковая засветка от окна, «вечерний» — слабая подсветка потолочной лампы над экраном, с потоком света, направленным вниз. Испытания проводились в помещении с большими обращенными на север обзорными окнами на одной стене. Время — середина дня, когда северное небо наиболее яркое, свет — диффузно-рассеянный. Поток дневного света от окон падал на экраны примерно под углом 50 градусов от нормали. Условия усложнены белыми стенами, потолком и светлым ковровым покрытием, дающими массу мягкого паразитного рассеянного света. Другими словами — интерьер хорошо освещенной гостиной, где обычно смотрят ТВ или играют в игры днем. И, конечно, очень жесткие, точнее — непереносимые условия для обычных ламбертовых экранов.
По этим интерьерам вы можете в той или иной мере оценить влияние паразитной засветки разных типов
После измерений яркости, контрастности, коэффициента половинного усиления в условиях оконной засветки мы добавили четыре 20-ваттных потолочных источника, чтобы увидеть, как дополнительный свет от пространства над экранами влияет на контрастность, уровень черного и насыщенность цветов. Угол падения верхней засветки составил 30 градусов с плоскостью экранов. Это испытание — своего рода «троллинг» и стресс-тест для экранов. (Надеемся, никому не придет в голову делать такую «систему освещения» кинозала в реальном проекте.)
Для обзора мы отобрали одиннадцать известных экранов, однако контрастных экранов на рынке куда больше. Чтобы обзор был информативным и представительным одновременно, мы ограничили тестовую группу моделями с коэффициентами усиления от 0,8 до 1,4. Это, разумеется, не все ALR экраны в данном диапазоне — на рынке присутствует немало экранов с усилением от 1.5 и выше. Но диапазон 0,8 – 1,4 охватывает подавляющее большинство случаев, когда в типовом кинозале необходимо компенсировать влияние той или иной засветки контрастным экраном.
Для оценки контрастности мы подали на Epson 1440 с генератора тестовый шаблон ANSI — «шахматную доску», а яркость измеряли спектрофотометром Minolta LS100.
Первый замер касался эффективной контрастности в центре экрана. Прибор был направлен строго по нормали к плоскости полотна — по оси нулевого обзора, на техническом языке. Данный проектор плюс конкретные условия — дневная «полуденная» засветка, и нейтрально белая доска, в качестве эталона — показали контрастность 10:1. Полученные данные — не какие-то абсолютные величины, лишь таблица для относительного сравнения контрастностей полотен и в конкретных одинаковых условиях. Неудивительно, что каждый из экранов показал заметно большую контрастность, нежели эталон — белая доска. Эффективные значения контрастности приведены в таблице:
Боковая засветка — только окна (засветка с боковых окон северной стороны; основной световой поток падает под углом 50 градусов к нормали полотна):
Свет от боковых окон и потолка (суммарная засветка включает в себя боковой свет от окон и свет от четырех 20 Вт потолочных ламп над экраном):
** Только для сравнительных целей. Данные отношения показывают возможности экранов при конкретном типе засветки и конкретном проекторе. Измеренные величины не связаны напрямую со спецификациями экранов
Контрастность, воспринимаемая зрителем из центрального положения по отношению к экрану, является лишь одним из нескольких факторов, характеризующих общее качество изображения и возможности экрана. Вторым важным фактором является угол обзора, простыми словами, то, как меняется изображение при отклонении направления зрения от нормали к экрану, т.е. при взгляде на экран под разными углами. В этом отношении одиннадцать испытуемых экранов ведут себя совершенно по-разному. На некоторых, при отклонении оси зрения от нормали, картинка быстро тускнеет, другие держат яркость изображения весьма стабильно, даже если смотреть на полотно практически сбоку.
Функция, характеризующая изменение яркости светового потока, рассеянного экраном, в зависимости от угла, называется диаграммой рассеяния. А параметр этого распределения, позволяющий оценить характер данного распределения, называется углом половинного усиления (фактически — ослабления). Это угол (как правило — в горизонтальной плоскости) между нормалью к экрану и направлением зрения, при котором яркость изображения падает вдвое по сравнению с яркостью, видимой по нормали.
Диаграмма рассеяния неконтрастного, ламбертового экрана — полуокружность, а коэффициент усиления, очевидно, равен 1. При этом угла половинного усиления не существует: яркости потоков, рассеянных по всем направлениям, равны. Для контрастного же экрана диаграмма напоминает «шапочку». Угол половинного усиления тем больше, чем ближе экран к ламбертовому, а «шапочка» шире. И наоборот, она тем уже, чем меньше угол половинного усиления и чем более контрастен экран.
Как это выглядит на практике? Картинка на экране с малым (узким) углом половинного усиления выглядит очень яркой в центре и быстро темнеет с изменением угла зрения от нормали к периферии. Соответственно, картинка на экране с большим (широким) углом темнеет очень неохотно при изменении угла зрения, сохраняя приемлемую яркость.
Контрастные экраны с одинаковым углом половинного усиления имеют разные диаграммы обзора — кривые красного и синего цвета. Какой экран лучше? Ответ неоднозначен.
Отметим, что мы анализировали лишь стандартные диаграммы рассеяния, непрерывно и плавно убывающие от центра к краям, т.е. «шапочки» без двойных «горбов» и ступенек. Для нестандартных диаграмм параметры типа «угол половинного усиления», разумеется, не имеют смысла.
Угол половинного усиления — не единственная величина, характеризующая поведение контрастного экрана. Не менее важен параметр равномерности яркости, а она, вообще говоря, также меняется при смещении направления зрения — как по углу, так и горизонтали. Смотрите на экран с направления половинного усиления — сначала в центр, затем на дальний край. Вы увидите, что от центра яркость действительно половинная, но от дальнего края она заметно меньше: тестовое изображение темнее. А ближний к вам участок экрана — соответственно ярче, чем центр.
Ниже — характерные примеры: неравномерность яркости при горизонтальном обзоре, при вертикальном обзоре и экран с грубой ошибкой — центральным пятном засветки.
Это плохо: вы данный эффект, что называется, не заказывали. Но это общее физическое свойство контрастных полотен: когда вы смотрите на них под углом, «местная» нормаль к экрану идет теперь не в центр полотна, а ближе к боковой рамке. Поскольку свойства полотна одинаковы по площади (мы не говорим сейчас об особых технологиях производства), неравномерности яркости при боковом обзоре всей площади контрастных экранов не избежать. Именно поэтому с точки зрения стандартов качества изображения, диапазон направлений зрения в рамках двойного угла половинного усиления считается приемлемым. Превышать его не рекомендуется.
В спецификациях и рекламных буклетах производители нередко вместо угла половинного усиления используют термин «угол обзора», который в два раза больше. То есть суммируют зоны обзора вправо и влево от нормали. Например, если угол половинного усиления равен 30 градусов, то угол обзора составит 60. Данный маркетинговый прием позволяет повысить имидж продукта.
Широкий или узкий углы обзора — что лучше? Здесь эмоции типа «хороший» или «плохой» отсутствуют: хороший — тот, что точно соответствует вашим условиям. Если у вас небольшой кинозал с двумя-тремя центральными зрительскими местами, экран с «узким» углом обзора будет вести себя отлично. И наоборот, если зрительские ряды длинные по отношению к ширине экрана, т.е. просмотр планируется с самых различных направлений на экран, коэффициент усиления придется выбирать ближе к единице, соответственно и параметр «угол обзора» должен быть больше. В последнем случае, при наличии боковой засветки, придется повозиться с выбором: почти ламбертов экран не годится, а сильно контрастный полностью лишит боковых зрителей удовольствия. Поиск оптимума в сложных условиях — всегда искусство.
В эксперименте с дневной полуденной засветкой мы располагали фотометр на центральной оси, направив его по нормали к экрану. Затем, сохраняя направление датчика в центр полотна и проводя измерения, сдвигали его в сторону засветки, пока не фиксировали половинное падение яркости — т.е. находили угол половинного усиления. Чтобы избежать терминологической путаницы, в таблице результатов приводим значения углов половинного усиления и углов обзора.
** Только для сравнительных целей. Данные отношения показывают возможности экранов при конкретном типе засветки и конкретном проекторе. Измеренные величины не связаны напрямую со спецификациями экранов.
Оказывается, яркость изображения и однородность по полю меняются не только при изменении угла зрения и движения зрителя в горизонтальной плоскости. Если вы поднимитесь выше или опуститесь ниже, обнаружите те же явления в вертикальной плоскости. Соответствующий параметр вертикальной диаграммы рассеяния называют вертикальным углом половинного усиления. Формула та же: это угол в вертикальной плоскости между нормалью к центру экрана и направлением зрения, при котором яркость уменьшается вдвое относительно «центральной» яркости, воспринимаемой по нормали.
Мы не зря, дав определения угла половинного усиления, оставили ремарку — «как правило, в горизонтальной плоскости». Теперь очередь дошла и до вертикальной. Мы нисколько не ограничиваем вашу фантазию, но сомневаемся, что вы будете строить кинозал-амфитеатр, когда галерка взирает на экран высоко сверху, а партер, задрав головы, будто из оркестровой ямы, весь сеанс тренирует шейные позвонки. Здесь речь о другом. Вертикальный обзор важен для оценки потолочной засветки и критически важен для корректной работы рефлекторно-офсетной проекции. Сейчас появились кинотеатральные проекторы (например, Sony VPL-GTZ1), инсталлируемые либо под, либо над экраном: они посылают на экран кинжально-плоский луч света — фактически вдоль полотна. Производить контрастные экраны для таких случаев умеют только самые именитые и опытные компании.
Экраны с «узким» вертикальным углом половинного усиления требуют весьма точной установки проектора, угол направления потока света которого точно коррелирован с направлением зрения аудитории. Незначительные отклонения от расчетов таких углов приведут к неприемлемым артефактам, вроде резкой деградации яркости, однородности и «виньетирования». О последнем вам лучше узнать из Википедии, а не из практики: центральная часть изображения заметно ярче периферии — будто вы закрыли кольцом из ладоней часть объектива по краям. Разумеется, экран с «широким» углом обзора по вертикали дает больше возможности маневра инсталляторам проектора.
Напрасная цена и виньетка ложной сути
Группа испытуемых экранов при условиях засветки из эксперимента «Тест контрастности №1» показала следующие вертикальные углы половинного усиления:
** Только для сравнительных целей. Данные отношения показывают возможности экранов при конкретном типе засветки и конкретном проекторе. Измеренные величины не связаны напрямую со спецификациями экранов.
При данном проекторе и оговоренных конкретных условиях освещения одиннадцать экранов продемонстрировали существенно разные эффективные уровни черного. Глубокий уровень черного придает картинке кинотеатральную контрастность и жизненный динамический диапазон сцен, в том числе — заметно оживляет и цвета.
Однако восприятие черного сильно зависит от угла зрения. В этом смысле экраны с узким углом обзора имеют явное преимущество при фронтальном обзоре и стремительно теряют его при увеличении угла зрения.
Способность контрастных экранов «держать» уровень черного также зависит от направления внешней засветки. Естественно, что Stewart FireHawk G4, который впечатлил шикарным черным при фронтальном взгляде и чисто боковой засветке, изменил характер, когда включили потолочную засветку. Помните, что контрастный экран — специализированная разработка, в отличие от универсальной — ламбертового экрана. Первый ярко проявляет достоинства только в случае, когда вы хорошо изучили особые условия своего кинозала. Второй идеален в референсных условиях, но он готов быстро уступить пальму первенства первому, когда пошли отклонения кинозала от «референса».
Боковая засветка — свет только из окон (засветка от северных боковых окон; основной поток света падает на экран под углом 50 градусов):
Боковая и потолочная засветка (свет от боковых окон и от потолочных светильников над экраном):
Номинальный коэффициент усиления участников обзора варьируется от 0,8 до 1,4. В общем, чем выше усиление, тем ярче будет изображение по нормали — и для произвольного проектора. Напомним, что экран с большим усилением дает более узкую диаграмму рассеяния (из-за чего, собственно, и ярче при центральном восприятии) и соответственно более «узкий» угол обзора. Поэтому чрезмерное усиление — не всегда благо. Если вы приобретаете контрастный экран только чтобы «вытянуть» яркость слабого (тусклого) проектора, рекомендуем оставить эту сомнительную затею. Не для того контрастный экран. Чтобы поднять общую яркость картинки, приобретите лучше проектор с хорошим запасом светового потока.
В этом тесте мы измеряли яркости по нормали в центре экранов при подаче на проектор тестового пикового белого (уровень сигнала 100 IRE). Цель — сравнение относительных яркостей (по нормали, в центре). Вот результаты по убыванию яркости:
В большинстве случаев декларированные производителями номинальные усиления в целом соответствовали измеренным относительным яркостям. Но есть два исключения: SI Zero Edge Slate и Microlite Black Crystal 1.2. Оба имеют номинал усиления по 1.2, но при данной засветке дают яркость в центре бОльшую, нежели конкуренты с бОльшим усилением — 1.4.
Помимо яркости, контрастности, цветности и других параметров, определяющих качество изображения, существует еще один — «текстура». Это, по сути, качество передачи мелких деталей в сочетании с определенной степенью «чистоты» изображения. Большинство экранов с усилением привносят в картинку свой «ингредиент» — фирменную текстуру, и она — не свойство проектора. Типовая текстура выглядит подобно «зерну» эмульсии чувствительной фотопленки или как равномерный мелкий «шум» на цифровом снимке при большом значении параметра чувствительности (ISO). Визуально это не пиксельная решетка, как на картинке проекторов низкого разрешения.
Часто текстура незаметна, если камера не панорамирует, снимая мягко-контрастную сцену с объектами, имеющими свою текстуру — ткань, кожа и др. Но если камера просматривает в движении белые облака, яркое небо или «скользит взглядом» по кузову красного лака Ferrari, артефакт проявляется. Речь о том, что «гладкие» объекты не имеют собственной структуры, и привнесенные артефакты маскировать нечем. Проблема также в том, что подобная привнесенная текстура-артефакт стационарна относительно всего кадра: будь камера неподвижна — текстура в глаза бы не бросилась. Но вот начинается панорамирование, и полезное изображение движется в кадре — как бы за неподвижной тонкой и полупрозрачной текстурной «занавеской».
Классификация типов «зернистых» текстур контрастных экранов:
1. Нет текстуры. Da-Lite Parallax 0.8 и DNP Supernova визуально ее не обнаруживают. Как результат эти экраны демонстрируют высокую степень чистоты и прозрачности изображения: неплохо для стандартов Домашнего Кинотеатра.
2. Почти нет текстуры. Elite EPV DarkStar 9 и EPV PolarStar — некий отдельный класс. В противоположность Da-lite и DNP, «зерно» эпизодически проявляется, но очень незначительно.
3. Незначительная текстура. В эту категорию попало большинство контрастных экранов. Вот они:
На всех этих экранах некоторая текстура и зернистость при панорамировании сцен заметна. В некоторых случаях будет немного видна текстура на неподвижных гладких объектах, в том числе на ясном дневном небе. Для этой подгруппы экранов нет особой классификации — лучше или хуже, они похожи.
4. Умеренная текстура. Draper TecVision MS1000X имеет ряд ярких достоинств, но зернистость картинки явно не из их числа. Он в команде испытуемых, так сказать, текстурный чемпион и нарушитель режима чистоты.
Читая статью, вы поняли, что углы обзора и усиление экранных полотен — реально существующие параметры, с которыми надо считаться. Но вот цвет… стоит ли вообще затрагивать эту тему? Белое матовое полотно или полотно, концентрирующее отраженный свет, в отличие от зеленой или синей стены, очевидно должны отражать тот же спектр, что и поступил на полотно? Нет, не очевидно. Эталонно белой является только специальная магниевая пластина, по которой, кстати, калибруют спектрорадиометры и определяют характеристики экранных полотен. Любое белое полотно только кажется белым на первый взгляд.
Все одиннадцать экранов в смысле цветопередачи имеют определенные вкусовые пристрастия. Одни действительно соблюдают «нейтралитет», стараясь отражать то, что пришло, другие предпочитают несколько «охлаждать» белый, делая его «арктически» чистым. Речь идет о «персональной цветовой температуре» конкретного полотна. Объективно спектральные характеристики полотен следует измерять в референсных условиях точной аппаратурой по методикам из стандартов. В нашем случае наложение эффекта засветки (и ее спектра), плюс свойства конкретного проектора, перекрывают влияние собственно полотна отраженный спектр.
Например, в спектре дневной засветки от окон заметно больше «синей» составляющей, чем в спектре вечерней засветки от ламп. Свои «специи» в спектр добавляет переотраженная засветка от цветного интерьера. Чтобы избежать колориметрической анархии рекомендуем вам откалибровать конкретный проектор в паре с вашим экраном и в конкретных условиях. А инструментами, разумеется, должны быть не пара глаз друга-эксперта, а профессиональный спектрорадиометр, сертифицированный генератор тестовых сигналов и качественная программа типа Spectracal CalMAN.
Если вы придаете существенное значение всей группе параметров экрана, включая спектральные, стоит обратить внимание на мировых лидеров, например, Stewart Filmscreen. Это одна из немногих компаний, декларирующая сложные спецификации и гарантирующая их соответствие стандартам, в то время как большинство конкурентов «тонкие» спецификации просто не заявляет.
По завершении экспериментов можно было констатировать, что ни один из экранов группы не доминировал явно над другим по сумме ключевых параметров — контрастности, уровню черного, углам обзора и текстурным артефактам. Явных и разительно отличающихся лидеров и аутсайдеров не выявлено — по комплексному критерию. Однако по отдельным параметрам различия существенны. Если оценивать вес цветового смещения в критерии оценки качества экрана, можно успокоить читателя: это не самый критичный фактор, поскольку, как уже говорилось, финальную коррекцию изображения можно реализовать калибровкой.
Da-lite Parallax 0.8 — выдающийся участник. Плюсы: четкость изображения, широкий угол обзора. Не проявляет эффекта текстуры, а по чистоте изображения никто ему не конкурент. DNP Supernova — его ближайший конкурент.
Угол обзора в 170 градусов чрезвычайно широк. Похоже ведут себя DNP Supernova и ЭПВ DarkStar9, но Da-lite превосходит остальных. Parallax 0.8 — отличный выбор для случаев, требующих ясности и чистоты изображения в широком диапазоне углов обзора.
При коэффициенте усиления 0,8 Parallax наименее ярок из одиннадцати участников, но только по нормали к центру. Если вам критична именно центральная яркость, стоит приобрести более яркий проектор. Но если боковой обзор в равном и даже большем приоритете, причем в широком диапазоне углов, экран покажет всю свою силу — на периферии его яркости и однородности позавидуют все конкуренты. При таком угле половинного усиления это неудивительно. Если вы хотите «и мед, и ложку», т.е. и яркость при центральном обзоре, и яркость при периферийном с любых углов — это возможно: просто используйте в паре с «Параллаксом» проектор с большим световым потоком.
Наиболее заметным ограничением Parallax 0.8 является то, что в тесте с боковой засветкой, он показал меньшие контрастность и насыщенность цветов, нежели конкуренты — речь о направлении по нормали к центру. Причем недостаток уровня черного и насыщенности цветов будет проявляться при любой засветке и с любым проектором, и всегда больше, чем у конкурентов из этого обзора. Этот недостаток роднит Parallax 0.8 с ближайшим соперником — DNP Supernova. Эти два экрана — практически близнецы по характеру блокирования боковой засветки — как горизонтальной, так и вертикальной, а также идентичны по уровням черного и насыщенности цветов.
По сути Parallax предлагает компромисс — отсутствие текстур, очень чистую картинку и широчайший угол обзора при определенных жертвах контрастности и насыщенности цвета для центральной оси зрения. Справедливости ради, если уровень засветки невелик, последние два недостатка легко компенсировать заменой проектора на более контрастный. Наш тестовый Epson Home Cinema 1440 конечно яркий, но контрастность его не впечатляет. Взяв для примера серьезный кинотеатральный проектор, например, JVC DLA-X9000, вы почувствуете разницу. С экранами, хорошо усиливающими в центре, Epson дружит, но «Параллаксу» он в чем-то не партнер: какая-то плоская картинка выходит. Короче, высокая контрастность проектора, и еще раз она.
Da-Lite Parallax поставляется в настенной версии как в классической бархатной раме, так и в версии Thin, с шириной рамки всего 0,95 см., моторизованных вариантов нет. В сборке легок, вес небольшой.
DNP Supernova 08-85 единственный в группе достойный соперник Da-Lite Parallax по чистоте изображения и широте угла обзора. По отсутствию текстур и иных искажений он также гроссмейстер. Другими словами, мощный тандем Da-lite и DNP — монополисты в этих областях.
Аналогично Da-lite, угол обзора DNP в 170 градусов чрезвычайно широк. В группу чемпионов по обзору — Da-lite Parallax и DNP Supernova 08-85 можно добавить третьего — EPB DarkStar 9: эта троица доминирует в тестовой группе. Supernova так же является отличным выбором для системы, где критична чистота картинки в широком диапазоне угла зрения.
Что касается яркости по центру и качестве картинки при иных углах зрения, стоит повторить абзац из предыдущего раздела, заменив слово «Parallax» на «Supernova»:
При коэффициенте усиления 0,8 Supernova наименее ярок из одиннадцати участников, но только по нормали к центру. Если вам критична именно центральная яркость, стоит приобрести более яркий проектор. Но если боковой обзор в равном и даже большем приоритете, причем в широком диапазоне углов, экран покажет всю свою силу — на периферии его яркости и однородности позавидуют все конкуренты. При таком угле половинного усиления это неудивительно. Если вы хотите «и мед, и ложку», т.е. и яркость при центральном обзоре, и яркость при периферийном — с любых углов, это возможно: просто используйте в паре с «Суперновой» проектор с большим световым потоком.
По контрастности портрет Supernova — калька с Parallax: 16:1 контрастность в тесте с боковой засветкой, это даже ниже Da-Lite Parallax (17: 1). Аналогично с уровнем черного и насыщенностью цветов: практически идентичные аутсайдерские показатели, а также одинаковые свойства блокирования засветки, как со стороны, так и сверху.
Так же, как и Parallax, Supernova — это компромисс: отсутствие текстур, чистая картинка и широкий угол обзора в противовес недостатку контрастности по центру. И лекарство аналогичное: при малом уровне засветки новый, более контрастный проектор все исправит.
Для этого обзора DNP представила рамку Supernova One и, что немаловажно, экранное полотно 08-85, сертифицированное ISF. One — это жесткая цельная рама (эксклюзив обзора). То же и про полотно. Жесткая подложка из алюминиевого листа ламинирована экранным полотном (т.е. это теперь одно целое) — это весьма изящная и надежная защита от повреждений при сборке. Собственно и сборка — одно название: просто распакуйте и повесьте на крепления.
Так как экран поставляется полностью в сборе, могут возникнуть трудности при транспортировке — лестницы, коридоры, двери и т.п. Кроме того, алюминиевая опорная пластина добавляет хороший вес (100 дюймов по диагонали Supernova One весит 40 фунтов (18 кг.) — примерно в два раза тяжелее собранного «Параллакса»), но это неожиданное благо: вероятность волн на полотне, а значит и искажений, равна нулю.
Если жесткая, громоздкая и тяжелая конструкция в сборе пугает вас, DNP готова предложить другие варианты. Это традиционная фиксированная рамка (Supernova Core) — легко соберете дома, моторизованная версия (Supernova Flex), а также модульная система на жесткой панели (Supernova Infinity). В финале вы получите ту же жесткость и стабильность, как у предварительно собранной модели, зато вам не придется нанимать подъемный кран и ломать стену, чтобы все это занести в квартиру.
Draper в проекционном бизнесе давно, первый экран представлен в 1957 году. Компания предлагает огромный ассортимент решений для монтажа и экранных полотен, многие из которых сертифицированы ISF.
На тест компания представила свой экран TecVision MS1000X Grey с фирменной рамой Clarion — бархат шириной два дюйма. Это лишь один из нескольких вариантов материала оформления. Серый экран MS1000X имеет коэффициент усиления 1,0 и умеренный угол обзора.
MS1000X по характеристикам находится в середине группы тестируемых контрастных экранов. Коэффициент усиления 1.0, разумеется, не обеспечивает выдающуюся яркость при просмотре по центру, а измеренный эффективный угол обзора в наших условиях засветки составил 64 градуса. Это примерно вдвое больше того, что предлагают экраны теста с узким углом, но здесь ширина угла не ведет к преимуществам Da-Lite Parallax и DNP Supernova, а именно — сохранять яркость в широком угле обзора.
По контрастности MS1000X — «середнячок» в группе, т.е. это 23:1, что между минимумом 16:1 и рекордом группы — 36:1. Экран дает картинку с хорошей цветовой насыщенностью и точной цветопередачей (не зря он сертифицирован ISF). Он также показал очень хороший уровень черного в тесте с боковой засветкой, вытеснив SI Black Diamond из группы ТОП-3. Однако в тесте с верхней засветкой результат оказался обратным: он уступил Black Diamond, да и контрастность в этих условиях показал самую низкую из группы.
Самый проблематичный аспект в MS1000X — значительная текстура изображения, хорошо видимая, мелкозернистая. Заметна даже без панорамирования камеры, а особенно очевидна, когда она «просматривает» гладкие, не текстурированные объекты. В общем, по артефактам текстуры картинки MS1000X — кандидат на «анти-нобелевскую» премию, опережающий соперников из группы.
Выгодным преимуществом MS1000X является цена, которая должна выглядеть куда привлекательнее на фоне самых дорогих ALR-экранов обзора. Так как цены варьируются в зависимости от размера экрана, параметры и стоимость доставки / монтажа установки, невозможно составить достоверный и наглядный критерий сравнения. Если у вас в кинозале засветка сверху, наш совет — держитесь в магазине от MS1000X подальше, но при боковой подсветке картинка получается приемлемая. Хотите «прокачать» картинку? «Допинг» для MS1000X есть: слабая засветка, плюс проектор с высокой контрастностью. По критерию цена-качество, где цена как параметр более важна, данный экран получит неплохой балл. Проще говоря, это один из наиболее экономичных вариантов из ALR-экранов группы.
Elite Screens представила на конкурс трех претендентов: DARKSTAR — усиление 1.4, EPV PolarStar — усиление 1.3, и EPV DarkStar9 — усиление 0,9, причем два последних производятся подразделением Elite Prime Vision. Elite DarkStar — сильный конкурент. Он взял «золото» в тесте с контрастности как при боковой, так и при потолочной засветке — 22:1, остальные отстали. Он потеснил SI Black Diamond (21:1), поэтому Elite DarkStar — самый сильный аргумент в борьбе с верхней засветкой.
В первом тесте контрастности только с боковой засветкой, он не столь впечатлял, хотя измеренные 27:1 на фоне максимума 36: 1 и при минимуме 16:1 выглядят вполне респектабельно. В целом, по мультикритерию — с учетом набранных баллов по всем направлениям рассеяния — это один из самых сильных ALR-экранов.
DarkStar делит первое место со Screen Innovations Zero Edge Slate как пара самых ярких экранов обзора, хотя несколько конкурентов, что называется, дышат в спину. Тем не менее, один из самых ярких экранов группы освобождает от дополнительных затрат на проектор с большим световым потоком. Такой экран отлично «вытянет» по яркости картинку далеко не самого выдающегося проектора — речь, конечно, о линии зрения по центральной оси, плюс/минус небольшой угол в сторону.
DarkStar имеет умеренный угол обзора 60 градусов, что дает зрителю больше свободы в выборе места, чем, скажем, Seymour. Но по широте угла он не сравнится DarkStar 9: картинка начинает тускнеть и терять однородность, как только вы немного отойдете от центральной оси. Таким образом, идеальное позиционирование этого экрана — зал с относительно небольшим «райским» островком зрительских кресел в районе центральной оси экрана.
Вертикальный угол половинного усиления DarkStar's в 20 градусов ставит инсталлятора в довольно тесные рамки, хотя и не столь жесткие. По этому параметру у DarkStar паритет c Black Diamond, и в таких случаях следует провести тщательный аудит проекта насчет соблюдения верного расположения проектора относительно экрана и обоих относительно зрительской части аудитории.
С точки зрения текстуры и артефактов, то DarkStar их показывает в целом незначительно и скромно, а заметно это, как правило, при панорамировании. Т.е. DarkStar — примерно равный конкурент большинству ALR экранов, включая SI Black Diamond и Stewart FireHawk.
Когда засветка идет сверху, DarkStar «напрягает» больше, чем конкуренты, но сохраняет сравнительно стабильный уровень черного. С другой стороны, если смотреть по центру, он самый яркий из одиннадцати. Если вам не жизненно необходим очень широкий угол обзора «коллеги» DarkStar 9, то DarkStar должен быть у вас на примете как приличный и доступный. Мы предполагаем, что как только вы взвесите все вместе (цену, размер, рамку и пр.), то поймете: продукт исключительно конкурентоспособен.
EPV DarkStar 9 является одним из тройки лидеров нашего теста, предлагающих максимально широкий угол обзора. Напомним, два других призера — это Da-Lite Parallax и DNP Supernova. Практически на любой из этих экранов можно смотреть под любым углом, не наблюдая существенного ухудшения изображения.
Три лидера — хорошо, но в чем же разница? Во-первых, DarkStar 9 дает преимущество в контрастности против Da-Lite и DNP. В первом тесте на контрастность только с боковой засветкой DarkStar 9 показал 20:1 против 17:1 у Da-Lite и 16:1 у DNP. Разница не только в цифрах — она видна на глаз. В тесте с дополнительной потолочной засветкой DarkStar 9 закрепил успех, не потеряв при этом контрастности. Результат — 17:1, уровень черного соответственно превосходен (он уступил только SI Black Diamond в этом тесте). А вот Da-Lite и DNP «сдали» до 12:1. Так что если вы ищете экран с сочетанием самой высокой контрастности и супер-широкого угла обзора, DarkStar9 — в числе первых кандидатов.
Второй козырь DarkStar9 — чрезвычайно низкий уровень текстурных артефактов. Строго говоря, он не абсолютный чемпион, как тандем Da-Lite и DNP (те свободны от артефактов), но он проявляет заметно меньшую текстуру, нежели любой из участников обзора. DarkStar9 — это определенный компромисс, но совсем не проблемный: думаем, что большинство потребителей легко смирится со случайной незначительной текстурой в угоду главному — отличной контрастности DarkStar 9.
Что касается вертикальных половинных углов, то и DarkStar9, и Da-Lite, и DNP дают ограничения в скромные 18 градусов — не самый худший результат обзора, конечно, но близко к тому. По данному параметру члены данной тройки ничем не отличаются. Кроме того, и по яркости из центральной позиции эта троица — аутсайдер теста, а цена относится только к максимально широкому углу обзора.
Короче, Elite EPV DarkStar 9 определенно силен и конкурентоспособен в своей нише, а его ключевая «фишка» — максимальная контрастность при высоком уровне засветке, причем — из всех ALR-экранов теста, предлагающих максимально широкие углы обзора.
EPV PolarStar имеет одну уникальную особенность, доминирующую над всеми другими участниками теста — серебристо-серое поляризующее покрытие полотна: это необходимо для пассивной 3D-проекции. Достоинства пассивного 3D известны: дешевые легкие очки без батареек и, как правило, более «чистая» 3D-картинка без перекрестных помех. В пассивном 3D разрешение по сравнению с активным 3D теряется, но эра 4K с огромным запасом разрешения снимает проблему. Для тех, кто понимает достоинства пассивного 3D, EPV PolarStar — золотой выбор.
Другим важным преимуществом является то, что «Полярная звезда», как EPV DarkStar9, показывает весьма незначительную текстуру изображения, куда менее заметную, нежели остальные экраны группы: у них-то текстуру / зернистость / шумы не пропустишь.
Помимо этих двух уникальных качеств, Polarstar не выделяется каким-либо определенным образом. В тесте на контрастность с боковой засветкой он показал приличные 27:1, немного не догнав Black Diamond (30:1) и существенно превысив минимум теста — 16:1. При добавлении потолочной засветки результат снизился до 17:1, а это среднее значение в группе (диапазон от 11:1 до 22:1). Таким образом, по контрастности этот экран весьма конкурентен при боковой засветке, но сдает позиции при добавлении верхней. Соответственно, уровень черного достаточно хорош при боковой засветке и ухудшается при сумме верхней и боковой.
Угол обзора Polarstar в условиях теста не выделился — это 60 градусов или средняя позиция в группе, что, конечно, не экстремальное значение рекордсмена EPV DarkStar 9, но вместе со Stewart FireHawk Polarstar предлагает явно больше свободы маневра, чем ряд других конкурсантов с очень узкими углами обзора.
Значение же относительной яркости составило 125 fL против максимума 146 и минимума 92 в группе (при коэффициенте усиления 1.3).
Один из самых слабых показателей PolarStar — вертикальный угол половинного усиления — 18 градусов, что близко к минимуму — 15. Так что при инсталляции тщательно рассчитывайте положение проектора по отношению к экрану и аудитории в вертикальной плоскости.
Наш вердикт: EPV Polarstar — отличный выбор, если вам нужен поляризованный контрастный экран для пассивной 3D-проекции. Но поддержка пассивного 3D не единственное его конкурентное преимущество. Если 3D не используете, то PolarStar, на фоне большинства конкурентов, порадует 2D-картинкой — чистой и почти без текстурных артефактов. По контрастности и обзору его могут обогнать некоторые конкуренты, впрочем, имеющие свои ограничения. Здесь ясного критерия нет, поэтому при выборе тщательно взвешивайте параметры, сопоставляйте их с условиями просмотра и находите наилучший компромисс.
Новый Microlite Black Crystal 1.2 гордится уникальным сочетанием преимуществ — это один из самых ярких экранов в группе и, одновременно, с очень широким углом обзора в 140 градусов. Весьма неожиданно! По углу обзора есть три соперника, опережающие Microlite — это Da-lite Parallax, DNP Supernova и Elite EVP DarkStar 9. Однако Microlite Black Crystal 1.2 заметно ярче их, на 40% по меньшей мере. Так что для типовой инсталляции, где вы хотите максимально использовать 2800 люмен проектора Epson 1440 и получить не только хорошую яркость, но и контрастность — как у конкурентов, есть простое решение. Вам нужен экран Microlite Black Crystal 1.2 и более контрастный проектор (не обязательно более яркий — достаточно 2000 лм), которые Microlite отлично «вытянет» для достижения убедительной яркости картинки.
Порой реальная разница в картинке для разных ситуаций весьма значительна, т.к. в целом Black Crystal предлагает довольно низкую контрастность. В нашем первом тесте с боковой подсветкой контрастность была 18:1 — почти самый низкий уровень в группе (общий диапазон от 16:1 до 36:1). Экран также показал худший уровень черного. После включения потолочной засветки контрастность тем не менее реабилитировалась. Это 16:1, т.е. в середине диапазона группы — от 11:1 для худшего до 22:1 для лучшего.
Итак, повторимся: контрастность и уровень черного — не амплуа Microlite, что можно компенсировать трюком — заменив проектор на более контрастный (можно — менее яркий) и таким образом искусственно подняв уровень черного. Но у всякого фокуса есть практические пределы. Вряд ли вы добьетесь эффекта, если засветка слишком высока — настолько, что «убивает» оригинальную контрастность проектора. Но если соблюдать разумно-невысокий уровень засветки, высококонтрастный проектор, плюс Microlite Black Crystal 1.2 сотворят приятное чудо — яркую картинку с весьма приличной контрастностью и чрезвычайно широким углом обзора. Уж в этом частном многоборье (напомним: засветка невелика!) конкурентов среди участников теста у «Микролайта» нет.
С точки зрения текстурных артефактов, Microlite скатывается в среднюю категорию — как и большинство участников теста. Т.е. текстура незначительна в статических сценах, но «вылезает» при панорамирования камеры. Картина артефактов аналогична SI Black Diamond и Stewart FireHawk, так что придираться к Microlite особого смысла нет.
Насчет угла обзора — будьте бдительны и не расслабляетесь. Горизонтальный — один из самых широких углов обзора в группе, вертикальный — наоборот. При инсталляции это — свобода в горизонтальной плоскости и точный расчет при вертикальной. В идеале проектор надо ставить позади аудитории и над головами зрителей — так, чтобы ошибки расчетов углов падения-отражения по вертикали свести к минимуму.
Microlite Black Crystal 1.2 — один из наиболее доступных вариантов ALR-экранов, если инсталляция под ваши условия понятна и реализуема. Так что, если вы цените сочетание большого угла обзора и яркости, а также имеете возможность приобрести высококонтрастный проектор, поздравляем: для данной конфигурации вы нашли самое экономичное и одновременно эффективное решение.
Серия SI Black Diamond всегда занимала сильнейшие позиции на рынке контрастных экранов и, несмотря на поток новых конкурентов, ее рейтинг остается очень высоким. Модель с усилением 1.4, представленная на тест, показала исключительно хорошие контрастность, уровень черного и насыщенность цветов. В первом тесте на контрастность (боковая засветка) экран показал 30:1, опередив почти всех конкурентов, кроме Seymour (36:1). Добавка потолочной засветки снизила контрастность до 21:1, и Diamond — снова почти чемпион (первое место у Elite DARKSTAR — 22:1). Между тем, Seymour при комплексной засветке, хотя и уступил Diamond, держал солидные 19:1. К чести Black Diamond — при комплексной засветке он дал нам самый лучший уровень черного и прочно занял третье место по уровню черного в тесте с боковой засветкой от окон. В целом, по контрастности и черному, независимо от типов и сочетаний засветок, Black Diamond 1.4 занимает топовые позиции, соревнуясь с Seymour Matinee Black.
В остальном Black Diamond 1.4 демонстрирует очень хорошие, но не эксклюзивные качества. Его угол обзора весьма приличный — 60 градусов, это в середине группы показателей. Не супер, конечно, по сравнению с лидерами, но куда как привлекательнее, чем, например «узкие» 32 градуса Seymour. Этот экран хорош до тех пор, пока вам не потребуются действительно большие углы просмотра.
В целом это довольно и даже очень яркий экран: значение 142 — почти рекорд теста (146). Напомним, шкала измеренных яркостей в данном тесте относительная, привязана к конкретным условиям — проектору, комнате и локальным засветкам, поэтому имеет значение только сравнение.
Что касается видимых текстурных артефактов, то здесь Black Diamond 1.4 — в «типичной» категории, и не выделяется из основной массы. Это сдержанная зернистость, которая, впрочем и не видна, пока камера не начнет заметно перемещаться над гладкой безтекстурной поверхностью. Картинка не так чиста и ясна, как у Da-Lite Parallax или DNP Supernova, но она хорошо отыгрывается по контрастности и глубине черного. Так что редкая текстура — вряд ли тот фактор, который повлияет на общее впечатление о выразительной глубине изображения Black Diamond.
Слабое место Black Diamond — относительно малый вертикальный половинный угол — всего 20 градусов. Конечно, пять экранов из группы сработали еще хуже — от 15 до 18 градусов. Но Black Diamond по сравнению с широчайшими вертикальными 40 градусов Stewart FireHawk, или хотя бы 35 градусами от Draper MS1000X, явно не боец. Проще говоря, вертикальный обзор — не его амплуа. Для большинства потребителей не страшное ограничение, есть способы обойти. Но в некоторых инсталляциях, где проектор некуда деть, кроме как высоко над экраном, или нельзя отодвинуть назад, проблема может встать остро.
Как резюме, Screen Innovations Black Diamond 1.4 производит солидное впечатление, демонстрируя фирменные «фишки», несмотря на давление сильных конкурентов. Одна из них — умение победить засветку и сохранить контрастность: здесь он фаворит теста, наряду с главным конкурентом — Seymour Matinee Black. Black Diamond не самый дешевый контрастный экран. Но если сильные параметры SI Black Diamond удовлетворяют спецификациям вашего проекта, не продешевите, ориентируясь только на прайс и лимит бюджета.
В наших условиях теста SI Zero Edge Slate 1.2 соревновался с Elite DarkStar как два самых ярких экрана группы. Яркость Edge Slate неожиданна при коэффициенте усиления 1.2: измеренные 146 fL почему-то больше, чем 142 у Black Diamond при коэффициенте усиления 1.4.
В первом тесте контрастности (только боковая засветка), Slate показал твердые 29:1, почти догнав Black Diamond (30:1). Итак, оба представителя Screen Innovations вошли в топ-3 по способности блокировать боковую засветку. Однако потолочная засветка спутала карты братьев-призеров: их соперник Black Diamond подтвердил свою квалификацию, а «Слейты» по контрастности отстали. Во втором тесте (комплексная засветка) Black Diamond показал почти чемпионскую контрастность 21:1, братья SI скатились до 16:1 — в середину общего диапазона 11:1 — 22:1.
Причиной «просадки» контрастности Slate при комплексной засветке является его неспособность держать уровень черного так же эффективно, как Black Diamond. Измеренный уровень черного составил 7.9 fL (второй по «худшести» из одиннадцати), лучший же, для справки, Black Diamond — 5.4 fL.
Zero Edge Slate по углу обзора отличился не в лучшую сторону — 46 градусов, заняв второе место с конца. Только 32 градуса Seymour спасли Slate от титула аутсайдера. На практическом языке, стоит вам немного отклониться от нормали, картинка Slate станет быстро темнеть и терять однородность, существенно быстрее, чем у большинства своих конкурентов. Тем не менее, для смотрящего строго по центру, все хорошо, даже больше — картинка самая яркая.
Глоток реабилитации: вертикальный угол половинного усиления — 26 градусов, что лучше, чем у большинства. А это дополнительные степени свободы по вертикали при инсталляции. По текстурам и зернистости Slate соответствовал Black Diamond и ряду других — незначительная текстура.
Тестовый образец Zero Edge Slate пришел в полностью собранном виде с инновацией — светодиодной системой задней подсветки. Его чрезвычайно тонкая рамка вкупе с подсветкой, безусловно, окажет визуальный вау-эффект на потребителя и поднимет конкурентоспособность. Однако немало производителей предлагают множество стационарных и выдвижных вариантов крепления и, конечно, отдельных светодиодных систем подсветки: эти модульные решения можно приобрести независимо. Поэтому ограничимся исследованием непосредственных характеристик полотен, а не монтажных опций и дополнительных «фишек».
Zero Edge Slate показал себя с лучшей стороны в направлении центральной оси и в условиях боковой засветки, нежели добавки потолочной. Если описываемые условия подходят под ваш проект — заказывайте Slate и диктуйте продавцу конфигурацию. Конечно, Slate не столь универсален, как SI Black Diamond, который побеждает и боковую, и верхнюю засветки. Black Diamond также имеет несколько более широкий угол обзора и, вероятно, будет более сильным решением для более широкого спектра сочетаний засветок.
Seymour Matinee Black получает от нас престижную награду за высшую контрастность, измеренную при боковой засветке — блестящие 36:1, ловко оттесняя на второе место SI Black Diamond с его 30:1. Соответственно и уровень черного — лучший в группе. Вместе с отличной контрастностью и солидным черным, экран демонстрирует в целом отличные насыщенные цвета. Короче, Seymour — это выдающаяся картинка, плюс эффективная блокировка боковой засветки.
И еще одна хорошая новость — Matinee Black не ухудшил картинку при добавке верхней засветки к боковой: контрастность снизилась с 36:1 до 19:1. Звучит странно: почти в два раза меньше и все же хорошо. Но при такой стрессовой засветке надо включать здравую оценку критериев «выживания». Экран удержался в тройке «топов», уступив только чуть Elite DarkStar (падение контрастности до 22:1) и Black Diamond (21:1).
Кроме того, экран — один из самых ярких в группе: это 135 fL при максимуме 146. Таким образом, вам, скорее всего, не придется тратиться на покупку более яркого проектора.
Что до текстур, Matinee Black показал скромные артефакты, картина похожа на поведение SI Black Diamond и Stewart FireHawk. По чистоте картинка уступает первозданной ясности Da-Lite Parallax или DNP Supernova, но Matinee Black легко обходит конкурентов по сумме уровня черного и насыщенности. Опять же, по суммарному визуальному критерию и, несмотря на незначительные текстурные артефакты, Matinee Black производит впечатление «молодца»: очень чистое и явно привлекательное изображение.
Вертикальный угол половинного усиления составил 23 градуса при наших условиях засветки — это примерно середина общего диапазона между 40 и 15. Середина — это в каком-то смысле удобно и комфортно: дает свободу выбора.
Ложка дегтя в бочке с медом. Очень узкий угол обзора — 32 градуса. Это почти минимум в группе. Стоит вам отклониться от центральной оси, дефекты равномерности яркости сразу заявят о себе. Всего 16 градусов вправо или влево — яркость изображения падает двукратно: какое удовольствие в том, что дальняя сторона экрана темнее ближней стороны? В целом это отличный ALR-экран, но если вы согласились с его амплуа при покупке: смотрим по центру, или почти по центру.
Цены на Seymour Matinee Black вполне конкурентоспособны, плюс, простота инсталляции. Если в инсталляции зрители сидят по центру и другое не нужно, плюс боковая засветка идет явно со стороны — этот экран ваш карт-бланш, и другие участники обзора ему не конкуренты. Даже с примесью потолочной засветки он очень неплох. Но «крошечный» 32 градуса все перечеркивает, если вы забыли, что цель — не «райская» группа зрителей вблизи центральной оси, а полноценный обзор, как в публичном кинотеатре.
Stewart Filmscreen FireHawk — уверенный фаворит линейки контрастных экранов Stewart, фаворит со стажем, сейчас это уже четвертая версия — G4. Он имеет более низкое пиковое усиление и более широкий угол половинного усиления и меньше текстур, нежели предшественник G3. Его коэффициент усиления — 1,1, в тесте яркости он показал 110 fL: это середина диапазона тестовой группы. То есть именно там, где этот показатель и должен быть — от 0,8 до 1,4.
В нашем первом тесте на контрастность (только с боковой засветкой) FireHawk показал 25:1, что намного лучше, чем у некоторых конкурентов, но не так хорошо, как у лидеров — речь об общем диапазоне 16:1–36:1. В данной конфигурации засветки уровень черного очень хорош, один из лучших среди четырех лидеров. Здесь Stewart почти идентичен SI Black Diamond и Zero Edge Slate.
FireHawk не показал ничего экстраординарного, когда добавили потолочную засветку. Контрастность упала до 12:1, это примерно уровень Da-Lite Parallax и DNP Supernova, хотя FireHawk и оттеснил назад Draper MS1000X (11:1 — самое низкое значение в группе). Условно, FireHawk великолепен при боковой засветке, а борьба с верхней засветкой — не его специализация.
Угол обзора составил 64 градуса, близкий к ожидаемому 70. Это середина диапазона: гораздо более широкий угол обзора, чем у многих конкурентов (порядка 32 градуса), но меньше, чем у четырех лидеров группы с чрезвычайно широкими углами половинного усиления. Здесь амплуа FireHawk — уверенно хороший обзор в горизонтальной плоскости.
Приятный сюрприз: G4 FireHawk вышел на первое место в категории вертикального угла половинного усиления — это шикарные 40 градусов. Draper MS1000X — до измерений Stewart — был фаворитом (35 градусов), сейчас же он явный экс-чемпион. Разумеется, остальные участники марафона — девять экранов — безнадежно отстали, причем целой группой, показав слабые 15–26 градусов. Итак, что до вертикали, FireHawk — отличное решение и солидный запас степеней свободы инсталлятора, плюс отсутствие головной боли по поводу яркости и однородности картинки. Пожалуйста, проектируйте кинозалы-подиумы а-ля VIP-залы IMAX, и спасибо Stewart за именно научный подход.
Небольшой научный комментарий. Вертикальный угол обзора в домашних кинотеатрах, по сравнению с публичными, долго игнорировали. Виной тому абсолютная высота домашнего экрана, плюс, искусственно навязанная концепция формата публичного кинотеатра домашнему. Это сильно вытянутый по горизонтали формат изображения типа Cinema Scope или 2.35:1. В публичных кинотеатрах такое игнорирование не пройдет: зрители первых и последних рядов сталкиваются с существенными различиями и восприятием изображения по вертикали. Судите сами: в публичном кинотеатре высота экрана может составлять 10 и более метров. В домашнем — от силы полтора метра. В публичном кинотеатре разница в восприятии верхней и нижней части изображения фатальна: потребитель просто вернет билет. Насчет вертикального обзора ДК — никто стандартов не устанавливал: «и так сойдет». Stewart такие стандарты давно предлагает, рассчитывая на настоящий уровень ДК класса High End, а не на «журналистский» или «интернет-рекламный» уровень. Даже если привлечь законы геометрического подобия, математически сравнивая публичный и домашний кинотеатры (что вне рамок статьи), можно убедиться, что Stewart права.
По поводу текстур и зернистости: FireHawk на одном уровне с Black Diamond и другими демонстраторами «скромных артефактов». Если камера не панорамирует, текстура практически невидима, а может быть заметна лишь когда камера осматривает гладкие поверхности. В таких сюжетах замаскировать артефакты — трудная задача для большинства экранов.
G4 FireHawk поставляется с простой и четкой инструкцией монтажа. А нужны ли инструкции? Разложите содержимое упаковки Stewart рядом с другими: конфигурация деталей настолько интуитивна, что вы, вероятно, обойдетесь без «бумажек», а Руководство Stewart сохраните из уважения. Полотно крепится к раме кнопками, которые уже установлены на своих местах. Просто разверните его, приложите к раме, немного «кликов» — и все готово. Из всех экранов обзора сборка от Stewart — самый завидный урок конкурентам (как надо уважать потребителя).
Компания впервые выпустила экран FireHawk задолго до того, как мир заговорил о проблеме засветки и термине «контрастный экран». Stewart — провидец? Определенно да, судя хотя бы по экранным полотнам 4К+, опережающим время. Исторически FireHawk был рекомендован для улучшения уровня черного и поднятия контрастности картинки цифровых проекторов, которые, увы, не смогли избежать соревнования между «цифрой» и «аналогом» — долго не могли противостоять по глубине и естественности изображения кинескопам. До сих пор критерий «естественность восприятия – уровень технологий» работает очень хорошо. Хотя бы потому, что наши, человеческие критерии восприятия — главные, а маркетинг и цена — вторичные.
Этот экран подразумевает относительно невысокий уровень паразитной засветки ДК, что естественно, учитывая взгляды изобретателей кинотеатра братьев Люмьер: кинотеатр — это место, где единственным объектом внимания является экран. Вопрос в термине «паразитный» — это негатив или позитив? Здесь компания Stewart мудра. В свете концепции, не изменившейся за 100 лет, задача FireHawk — улучшить контрастность изображения в умеренно освещенном помещении, где вспомогательное освещение — лампы низкой мощности, а цвет и светлота стен, включая портьеры, мебель и вообще интерьер, должны быть весьма сдержаны. Конкретнее: окружающие объекты должны давать незначительный уровень отраженной засветки на экран.
Отдадим должное Stewart : этот тип экрана и дизайн комнаты — одновременно универсален и в то же время оптимален для тех, кто понимает, что такое настоящий ДК, но в то же время не решается нарушить семейные устои. А в чем они? Первое: мы восхищаемся идеально темно-серым дизайном элитного публичного кинотеатра. Второе: мы не решаемся в смысле дизайна превратить гостиную в темно-серую копию большого кинотеатра, хотя осознаем, что наука права — именно так и надо делать. Третьего не дано? Нет, Stewart занимается этими «третьими» разработками.
Среда испытаний, которую мы навязали экранам для оценки заявленных параметров, была откровенно агрессивна. Это, образно говоря, было сущим издевательством над кинотеатральным изображением и вообще над домашним кинотеатром. Просто затемнение диммером и даже адекватная светлота стен — вполне понятна. Мы рады, что экран Stewart и его ближайшие конкуренты выдержали испытание. В этом высоком уровне света некоторые из конкурирующих ALR экранов данного обзора показали более высокий общий контраст и лучшие результаты. В конце концов, выбор контрастного экрана для сложных условий освещения и «светлого» дизайна целиком зависит от вашего понимания границ — когда имеет смысл строить ДК в данных условиях, а когда превышены все мыслимые ограничения и предупреждения. Углы обзора — вертикальные и горизонтальные, контрастность и яркость. Что может быть проще для формирования своего критерия? Разумеется, после внимательного прочтения обзора.
Очевидно, что основная деятельность Stewart Filmscreen — научная фантастика, а экраны — лишь средство реализации замыслов. Иначе как объяснить появление полотен 4К+, когда о таком разрешении потребители даже не догадывались, или огромные бесшовные экраны для самых элитных медиа событий? Для Stewart ежегодные амбиции, успех и награды — инструменты для удовлетворения своего великого научного любопытства, а заодно — удивления нас, потребителей. Разве есть работа увлекательней?
На сентябрьской выставке CEDIA Stewart представила новейшее полотно — Phantom HALR. HALR — это High Ambient Light Rejection, что можно приблизительно перевести как «высокоэффективное контрастное полотно, блокирующее сильные паразитные засветки». Утверждается, что это принципиально новый продукт, работающий как ночью, так и днем, применимый как для рамных, так и для моторизованных экранов. А максимальный размер бесшовного полотна составляет от 10х22,8 метров. Обещают исключительные ощущения.
Stewart — один из немногих разработчиков, которым разрешается по-своему трактовать законы математики. По мнению Stewart, технология — как раз тот случай, когда сумма больше результата сложения слагаемых. Что же это за слагаемые?
Разрешение 16К+. Слышали о существовании таких? Их еще нет, но раз уж сделали экран, скоро появятся и проекторы. Но вот то число линий на миллиметр, которое позволяет разрешать это полотно, не столько удивляет, сколько вселяет уверенность — уж здесь-то мы, наконец, не отличим картинку от вида из открытого окна. Естественно, полотно 4K и UHD Ready.
HDR Ready. Это означает, что полотно готово отобразить контент HDR — расширенного динамического диапазона — тот, что на дисках Blu-ray Ultra HD. Раз так, то мы на этом экране увидим действительно черную ночь (был бы проектор хорош) и правдоподобно яркий день. А что, другие хорошие полотна поддерживают HDR как-то не так? Мы вроде BD UHD на них уже смотрели и ничего, нравилось. Значит, здесь HDR будет необычным.
Этот экран поддерживает стандарт ITU-R BT.2020, т.е. расширенный цветовой охват, при этом обещается, что во всем диапазоне углов хроматические аберрации и смещения цветов отсутствуют. Более того, на этом полотне картинка может быть откалибрована именно по стандарту Rec.2020. Из материала статьи мы уже поняли, что вопрос цвета — не надуманный. Нам очень нравились насыщенные цвета фильмов Blu-ray UHD и на обычных высококлассных белых матовых полотнах — от той же Stewart, например. Правда то, что мы видим у себя дома, не Rec.2020, а более узкий DCI P3, потому что проекторы для ДК Rec.2020 еще не поддерживают (нужен настоящий трех-лазерный проектор, подобный большим комплексам из Dolby Cinema или Christie 3P). Но вот вдруг такой проектор, плюс такой контент и такой источник появятся у нас дома — интересна степень нашего восхищения этим великолепием.
И наконец, но не последнее: есть акустически прозрачные варианты Phantom — Cinemaperf или Microperf X2 THX Ultra. Со звуком высокого разрешения, думаем, проблем не возникнет.
Главные характеристики полотна выглядят знатно. При световом потоке проектора 2000 люмен и суммарной засветке в 20 фут-кандел под углом 40 градусов от нескольких оно дает контрастность 30:1.При значительной и прямой засветке 50 фут-кандел «Фантом» по контрастности все равно удовлетворяет стандартам ANSI.
Ниже — два примера применения «Фантома», и в обоих полотно работает.
Коэффициент отражения паразитной засветки (ALRV или Ambient Light Reflectance Value) составляет 18 процентов — это очень хорошее значение. ALRV — некий интегральный коэффициент и своего рода суммарная реакция на засветку. «Фантом» с его точно просчитанными кинотеатральными характеристиками был создан специально, чтобы доставить нам самые яркие, в прямом смысле, впечатления. А это не только контрастность и уровень черного в сложных условиях освещения, но и правдоподобно яркий белый, живые насыщенные цвета, и вообще — ощущение «открытого окна» вместо экрана. Stewart планирует крупно обойти конкурентов на этом поприще и, зная амбиции компании, подкрепленные опытом, в успех охотно верится.
Важны ли контрастные экраны? Мы как-то мало о них слышали, по сравнению с обычными белыми «ламбертовыми». Мол, есть какие-то два вида, и то — для особых ситуаций. Теперь мы видим, что да, важны, и, как сказал бы классик — архиважны. И видов их вовсе не два, на деле это довольно сложные оптические структуры.
Для классического ДК — полностью затемненного и с темными стенами/интерьером — контрастные экраны почти не нужны. Разве что «вытянуть» по яркости картинку очень слабого проектора.
Для полуклассического ДК — полностью затемненного, но со светлыми стенами — роль контрастного экрана начинает расти. Действительно, здесь паразитная засветка — это свет от экрана, попавший на стены, отразившийся от них и снова попавший на экран, но уже во вредном качестве. Можно бы и ничего не делать, но для ДК элитного класса потеря даже небольшой доли контрастности картинки болезненна: деньги-то какие за проект заплачены! Контрастный, но с небольшим усилением, экран исправляет положение.
И наконец, откровенно мультимедийная комната — с освещением во время просмотра и стенами светлых тонов. Вот где дорогой контрастный экран с приличным, но тщательно просчитанным усилением окажет буквально магическое «лечебное» действие. А ведь о такой интенсивной «терапии» картинки многие — не то что потребители, даже инсталляторы — имеют очень туманные представления. Услышав от заказчика «освещение и светлый интерьер», сразу машут руками: даже не пытайтесь, давайте телевизор.
Парадокс в том, что в душе мы — исключительно за классику ДК. Братья Люмьер говорили: кино — это место, где единственный объект внимания — экран. Поэтому — только темные стены, и без света. Но жизнь многогранна. Заставлять заказчика красить все в темно-серый, плюс того же мышиного цвета мебель заказывать, дело бесперспективное. Совершенно сознательно он может заказать невероятно дорогой «светлый» проект ДК, создав себе трудности, которые преодолевать придется, естественно, исполнителю проекта.
В большинстве случаев получается «не очень». Мы знакомы со многими дорогими ДК, где картинка на экране, прямо говоря, не «на миллион». И все из-за банального пренебрежения исполнителями необходимостью непрерывно наращивать эрудицию и следить за новыми технологиями. Теперь, к счастью, дело «о проекции в свете» с мертвой точки сдвинулось: смотрите, сколько их, серьезных контрастных экранов! И не просто серьезных. Ранее контрастный экран был порцией адреналина для ДК — картинку бы хоть как-то спасти, куда тут до тонкостей оптимальных углов обзора? И вдруг появились амбиции: уровень черного, точность цвета, 16К+, поддержка HDR. Что ж, пожелаем успеха лидерам этого непростого рынка.
Подготовлено по материалам портала " Stereo&Video", ноябрь 2016 г.
© 2006 - 2024 PRO-PROJECTOR - широкий спектр услуг в сфере продажи и установки аудиовизуального оборудования. Все права защищены. Наш адрес: 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5 стр. 3. Посмотреть на карте |
8 (800) 555-26-27
Email: info@pro-projector.ru
|